Аналитика

Что ждет Россию на рынке СПГ?

Использование сжиженного природного газа (СПГ) в последнее время растет высокими темпами. По оценкам экспертов, мировой спрос на сжиженный природный газ до 2030 года будет расти минимально на 4% в год. За последние 17 лет доля СПГ в общем потреблении газа по миру возросла с 3 до 10%.  Интерес понятен: благодаря СПГ практически любая точка мира становится «энергодоступной». Преимущества СПГ очевидны: ему не нужна дорогостоящая «труба», он может быть доставлен в любую точку мира, где имеется возможность для его приема. Минус, пожалуй, один -  СПГ дороже, поскольку сжижение газа, а затем приведение его в газообразное состояние – процедура технически недешевая.   

Тем не менее, за последние 10 лет мировой спрос на СПГ возрос вдвое и в 2017 году составил 293 млн т. Число стран, импортирующих СПГ, выросло до 26-ти. Основными импортерами на данный момент являются Япония (118 млрд. куб м), Южная Корея (43 млрд. куб м), Китай (26 млрд куб м), Индия (21 млрд куб м), Тайвань (18 млрд куб м), Испания (13 млрд куб м), Великобритания (12 млрд куб м). Новыми потребителями данного вида топлива стали Франция, Литва, Нидерланды, Великобритания, Мальта и Польша.

На данный момент около третьей части (27,6%) всего мирового производства СПГ приходится на Катар, не смотря на то, что население страны составляет лишь 2 миллиона человек. Именно эта страна занимает лидирующие позиции на рынке СПГ Ближнего востока. Основная доля приходится на национальную компанию Qatar Petroleum (около 70%), оставшиеся 30% рынка приходятся на компании из США, Японии и стран Европы. Так, в 2016 году Катар произвел 77 млн. тонн СПГ. К 2024 году Катар планирует увеличить данное значение до 100 млн тонн в год. Экспорт Катара в 2017 году составил 56,9 млн т, рост в сравнении с 2016 годом – 30%. Для сравнения экспорт России – 17,4 млн т, рост же составил всего лишь 9,5%.

 В 2015 году Катар планировал увеличить количество поставляемого СПГ в Европу, однако этому помешал конфликт в Сирии, вследствие чего, количество поставляемого СПГ упало с 43 млрд куб. м (2011 год) до 27 млрд куб. м (2015 год). В 2017 году началась блокада Катара Саудовской Аравией и ОАЭ, что также отразилось на рынке СПГ. На данный момент поставка СПГ из Катара осуществляется танкерами-газовозами в два порта Европы, расположенных в Бельгии и Великобритании, которая, кстати, является основным покупателем катарского СПГ.

 Второе место в производстве СПГ занимает Австралия, с долей рынка в 19,2 %. По прогнозам многих аналитиков именно данное государство в 2019 году станет главным экспортером СПГ, оставив позади текущего лидера - Катар. Недавно Австралия сделала заявление, что к середине 2019 года объемы экспорта СПГ составят 76 млн. тонн в год. Данный рост обусловлен завершением строительства трех проектов: Wheatstone (Chevron), Prelude FLNG (Shell) и Ichthys LNG (Inpex).

Wheatstone (Chevron) – завод по производству СПГ, осуществляющий работу в стратегической промышленной зоне Эшбертон-Норт, которая расположена в 12 километрах к западу от Онслоу, Западная Австралия. Данный проект находится в ведении Chevron Australia Pty. Ltd. Указанный завод будет иметь производственную мощность 15 миллионов тонн СПГ в год.

 Среди новых тенденций на рынке СПГ - растущие объёмы строительства плавучих регазификационных терминалов и плавучих заводов по сжижению газа (в мире запланирована реализация 30 проектов), что требует значительно меньше времени, чем сооружение стационарных заводов, а также существенно удешевляет стоимость доставки. Prelude FLNG (Shell) является первым в мире заводом по производству СПГ, который помещен на плавучее основание. На данный момент является самым крупным плавучим объектом на Земле. После завершения строительства завод будет отбуксирован в Тиморское море и закреплен над газоконденсатным месторождением Prelude, от которого и получил свое название. Запасы вышеуказанного месторождения оцениваются в 85 млрд куб. м газа. Эксплуатировать завод на данном месторождении планируется в течение 25 лет.

 Ichthys LNG (Inpex) – один из крупнейших проектов СПГ в мире, первоначальная стоимость которого составляет $34 млрд, в последствии данная стоимость была увеличена до $37 млрд и на данный момент является крупнейшим зарубежным проектом, который осуществляет японская компания Inpex. Запасы данного месторождения оцениваются в 366 млрд куб. м газа., а планируемая добыча определена на уровне 10 млн куб. м в день.

 Что касается США, то еще несколько лет назад многие страны «возводили» Америку в лидеры по экспорту СПГ, однако они несколько ошиблись в своих ожиданиях. Добыча СПГ в США с 2006 по 2016 год выросла с 524 млрд куб. м до 749, а дополнительные поставки СПГ из Канады привели к переизбытку объемов СПГ в США. Тем не менее, к концу 2019 года в США производственные мощности существующих СПГ-проектов могут достигнуть 78 млн т за год, а учитывая новые проекты и вовсе 153 млн т/год, что обуславливает возможность США опередить Катар по экспорту СПГ. Однако оптимизму американцев мешает развязанная Трампом торговая война между США и Китаем, где спрос на СПГ потенциально очень высок. Кроме того, европейским планам США очень мешают поставки более дешевого трубопроводного газа из России, вследствие чего США будут ограничены лишь рынками Латинской Америки и АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона).

А что же Россия? Согласно прогнозам, к 2035 г. производство Россией СПГ увеличится в 4 раза до 83 млн т, в результате чего страна должна занять 15-17% рынка СПГ в мире к 2025-2030 годам. На данный момент Россия занимает лишь 3,8% от мирового рынка СПГ.

Самый первый российский СПГ завод был построен в результате проекта «Сахалин-2» и был запущен в 2009 году. В 2016 году с данного завода были отгружены 11 млн т СПГ в Японию, а также другие страны АТР.

Основными проектами СПГ в России на данный момент являются «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ», которые реализуются компанией «Новатэк». «Новатэк» является крупнейшей (с 2018 года) российской газовой компанией, основанной в 1994 году в городе Новокуйбышевск, Самарской области Леонидом Михельсоном.

 Сама структура проекта «Ямал СПГ» включает в себя СПГ завод, аэропорт и порт, который имеет в своем оснащении грузовые причалы, способные принимать танкеры. Для данного проекта было спланировано 15 танкеров, 2 из которых уже были спущены на воду. Суда способны осуществлять свое круглогодичное плавание без ледокольной проводки в западном направлении, а так же в период арктического лета в восточном направлении по Северному морскому пути.

 «Ямал СПГ» осуществляет добычу газа на Южно-Тамбейском месторождении, запасы которого составляют порядка 925 млрд куб. м газа и 29 млн т жидких углеводородов. Пуск указанного выше СПГ-завода будет осуществляться в три очереди, каждая из которых будет способна обеспечить производство 5,5 млн т СПГ в год. С первого полугодия 2019 года по плану завод должен выйти на производственную мощность в 16,5 млн т в год. Поскольку при сжижении газа требуется низкая температура, производство СПГ в условиях Ямала значительно проще и дешевле, ввиду естественной низкой температуры данной климатической зоны. В значительной степени это способно компенсировать недостатки проекта, которые обусловлены его сложным географическим местоположением.

Стоимость реализации вышеуказанного проекта составляет $27 млрд, основными акционерами являются: ПАО «Новатэк» – 60%, французская компания «Total» - 20% и китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) – 20%. Из-за попадания ПАО «Новатэк» под санкции имели место быть значительное количество проблем, которые в итоге благополучно разрешились благодаря банкам Китая и России, а так же при поддержке Российской Федерации.

ПАО «Новатэк» так же готовится к реализации нового СПГ-проекта «Арктик СПГ», который будет аналогичным по мощностям с «Ямал СПГ» и будет располагаться на полуострове Гыдан, находящимся по соседству с Ямалом.

 ПАО «Газпром» готово ввести в работу третью очереди проекта «Сахалин-2», мощностью 5,5 млн т / год. Также планируется приступить к строительству двух новых проектов «Владивосток СПГ» и «Балтийский СПГ», с суммарной мощностью в 25 млн т / год: 10 из которых будут приходиться на «Владивосток СПГ» и 15 на «Балтийский СПГ». ПАО «Роснефть» планирует запуск «Дальневосточного СПГ», с мощностью в 5 млн т / год, а также совместно с Alltech готовится запуск «Печора СПГ», который будет иметь мощность в 2,6 млн т / год.

 Очевидный факт, что рост производства СПГ, кроме экспорта, должен также учитывать внутренние потребности государства-производителя. В России необходимость производства СПГ для внутреннего рынка обусловлена особыми причинами: в стране есть два региона, которые отделены от всего остального государства либо государственными границами (Калининградская область) либо географическими (полуостров Камчатка) и рентабельность поставки газа в данные регионы через трубопроводы крайне сомнительна.

 В Калининградскую область газ поставлялся с 1985 года по газопроводу Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград. Надежность поставок газа по данному газопроводу гарантировалась до тех пор, пока присутствовал «Газпром», как акционер литовской компании «Lietuvosdujos» с долей в 37%, однако в 2014 году «Газпром» ушел из Литвы, и сразу же обнаружились проблемы с поставками газа. На данный момент уже начато строительство СПГ терминала в акватории Балтийского моря. Для данного терминала будут использоваться поставки с «Ямал СПГ», а в последствии (после открытия) «Балтийский СПГ» Газпрома.

 Электроэнергетика Камчатки до 2010 года работала на привозном мазуте, поставки которого всегда зависели от метеорологических условий. Единственной адекватной альтернативой мазуту может стать только газ. В 2010 году введен газопровод Соболево - Петропавловск-Камчатский, его протяженность составляет 392 километра, а пропускная способность – 750 млн. куб. м. в год. Данный газопровод соединил месторождения газа на западном побережье со столицей полуострова. Спрос на газ значительно превышает его добычу в данном регионе и в 2015 году «Газпром» признал свою неспособность в достаточном количестве добывать газ, для покрытия потребностей региона.

 В 2017 году «Новатэк» объявили о построении на Камчатке терминала по перегрузке «СПГ» со своего завода «Арктик СПГ». Суть данного проекта состоит в экономии средств за счет логистики: с тяжелых дорогих арктических танкеров СПГ будет перегружаться на более легкие, быстроходные и дешевые танкеры. Терминал планируется открыть вместе с реализацией проекта «Арктик СПГ», то есть к 2022-2023 годам. Для газификации Камчатки же будет использоваться побочный продукт СПГ индустрии – отпарной газ, который образуется в результате испарения метана, содержащегося в низкотемпературных хранилищах под влиянием тепла. Скопление отпарного газа в цистернах создает давление, что обуславливает причину удаления его из цистерн. Отпарной газ в дальнейшем также можно вновь сжижать или же использовать сразу как топливо.

 Справка. Сжиженный природный газ СПГ – это природный газ (преимущественно метан), который искусственно сжижен с помощью охлаждение до минус 160 градусов, с целью удобства хранения и транспортировки. Для хозяйственного потребления СПГ преобразуется обратно в газообразное состояние на специальных терминалах.