Таможня

Как грамотно пожаловаться на таможню?

В связи  с выходом нового Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №289-ФЗ немного изменился порядок ведомственного обжалования.

ЧТО ИМЕННО ОБЖАЛУЕМ?

До того как начинать оспаривание, желательно понять, что именно произошло, и какое именно действие (бездействие) или решение нарушает ваши права, и какие именно права. 

Запомните, тратить время на оспаривание действий и решений таможенных органов, не порождающих для Вас правовых последствий, не имеет смысла.

Если для вас возникли последствия, лишающие возможности распоряжаться товаром, повлекшие излишнее начисление платежей, повлекшие избыточные расходы, связанные представлением товара к таможенному контролю, или повлекшие невозможность ведения деятельности требующей включение в реестр, то необходимо обжаловать действия и решения, непосредственно явившиеся причиной неприятностей.

КУДА ОБЖАЛУЕМ?

Условно жалобы по критерию выбора адресата делятся на два вида:

– Жалоба в вышестоящий таможенный орган на действия и решения нижестоящего таможенного органа и их должностных лиц;

– Жалоба в суд общей юрисдикции (СОЮ) или Арбитражный суд  (АС) об оспаривании действий и решений таможенных органов;

Сообщения в любой таможенный орган об имеющих место нарушениях, заявления в прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования, обращения в уполномоченный орган о привлечении должностного лица таможенного органа к административной ответственности и т.д., жалобами не являются, хотя тоже иногда бывают эффективными.

СТОИТ ЛИ ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ В ТАМОЖНЮ И ОБРАЩАТЬСЯ В СУД ОДНОВРЕМЕННО?

Не стоит. Таможенный орган не имеет право рассматривать жалобу, если аналогичная подана в суд. Так установлено частью 3 п.1 статьи 293 ФЗ-289.

Это конечно не аксиома, но, начав  ведомственное обжалование, желательно дойти до конца (ФТС России), а уже затем или оспорить решение ФТС России в Москве (если вам удобно). Или пойти в суд по месту нахождения органа, оспаривая то самое решение, которое ранее обжаловали в вышестоящих таможенных органах.

МОЖНО ЛИ ЖАЛОВАТЬСЯ УСТНО?

Нет. Старый закон «О таможенном регулировании» ФЗ-311 предусматривал такую возможность при определенных условиях. В новом ФЗ-289 предусмотрена только письменная форма жалобы. Зато добавилась еще электронная, однако для нее вам потребуется электронная подпись. 

В КАКИЕ СРОКИ ПОДАЕТСЯ ЖАЛОБА?

Помните, что согласно статье  289 ФЗ-289 жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

ЧТО ПИШЕМ В ЖАЛОБЕ?

- наименование таможенного органа, с чьим решением/действием/бездействием вы не согласны;

- коротко о себе: физлицо – ФИО, место жительства, юрлицо – наименование и юрадрес. Да, и не забудьте указать ИНН – это новое требование закона.

- с чем конкретно вы не согласны (существо обжалуемого вопроса);

- почему вы считаете, что таможенный орган не прав. 

ЧТО ПРОСИТЬ В ЖАЛОБЕ?

С учетом положений статьи 298 ФЗ-289,

Просите:

отменить полностью или частично принятое решение/действие/бездействие, признать его  неправомерным,  обязать принять новое решение или вынести его самостоятельно, или определить конкретные меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Не просите:

принять меры, разобраться в вопросе, ускорить процесс, наказать виновных, раскаяться в содеянном и т.д.

В КАКИЕ СРОКИ ЖАЛОБА ДОЛЖНА БЫТЬ РАССМОТРЕНА?

Один месяц с момента поступления, если вы направили ее в вышестоящий таможенный орган. Если нет – тогда +еще месяц. Срок могут продлить еще на месяц, но вам об этом сообщат.

КАКОЙ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО ЖАЛОБЕ?

Если решение по жалобе принято в вашу пользу, то согласно части 5 статьи 298 ФЗ-289 то оно должно быть исполнено не позднее пятнадцати рабочих дней после дня поступления решения по указанной жалобе в орган, чьи решения/действия/бездействия признаны неправомерными. Если решение не будет исполнено в срок, это еще один повод написать жалобу.

И еще. Подавая жалобу, будьте внимательные при подтверждении полномочий на подписание жалоб. В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Это закреплено статье 291 ФЗ-289.

 

Понравился материал? Поддержи Провэд News!