Экономика

От недопонимания между ФТС и Минтрансом страдают перевозчики

Знаете ли вы, что в соответствии со ст.11.29 КоАП РФ  за проезд по территории России с разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, полагается штраф от 100 тысяч до 150 тысяч (!) рублей? Заметим, данная статья кодекса полностью посвящена нарушениям со стороны иностранных перевозчиков. Ну, а чего их жалеть? Они ж не наши, - так, видимо, рассуждали в свое время законодатели.

Теперь, к этим самым «установленным правилам». Есть такой приказ Минтранса  от 14 октября 2015 г. N 302, со всеми изменениями и дополнениями к нему. Правила изложены в приложении №8, и знать их иностранный перевозчик должен как «отче наш», иначе улететь на «соточку», а то и полторы «по 11.29» можно очень даже запросто.

Вот пример. Правила гласят:  «При перевозке грузов от нескольких отправителей в пунктах 10, 12, 13 бланка разового разрешения указываются данные, относящиеся к партии груза, который был погружен первым. В пункте 11 бланка разового разрешения указывается масса каждой перевозимой партии груза». А как узнать, какой груз был погружен первым, если перевозка мультимодальная, и груз вообще находится в контейнере? Например.  Иностранный автоперевозчик, взял в таллиннском  порту на прицеп-площадку контейнер с двумя партиями груза, а поскольку получатель партий был один,  и какая из партий первая, какая вторая, - пойди - разберись, указал в разрешении общий вес груза. Фура благополучно миновала пункт пропуска, у таможенника, поставившего личку в «дозвол», вопросов не возникло. Зато вопросы возникли на стационарном пункте транспортного контроля за 300 км от границы. Бдительный инспектор сразу же увидел нарушение и, недолго думая, выписал штраф на 100 тысяч рублей. Разрешение пришлось аннулировать, а перевозчику - выписывать новое.

Второй пример. В графе 8 разрешения указывается «место, дата выдачи, подпись и печать уполномоченного органа иностранного государства, выдавшего разрешение». Обычно в этом месте стоит фирменный штамп перевозчика и дата. Но по какой-то причине перевозчик дату не указал. Нарушение? По правилам – да. И вновь, фура прошла границу, и далеко за пределами пункта пропуска водитель был оштрафован на «соточку». И примеров таких масса.

Здесь есть несколько вопросов. Первый – о компетентности таможенников. С 2011 года транспортный контроль в пунктах пропуска осуществляют должностные лица таможенных органов. Именно они проверяют документы, подлежащие транспортному контролю. Согласно тем же самым правилам, в случае неправильного заполнения перевозчиком соответствующих граф разрешения, оно является недействительным. Это даже записано в Общих предписаниях на обратной стороне каждого «дозвола». Как водитель с недействительным документом пересек границу? До устранения нарушения (т.е. оформления нового разрешения) место ему – на стоянке в ЗТК пункта пропуска. И безо всяких штрафов.    

Второй вопрос. Недочеты подобного рода не несут экономического урона России, это очевидно. И есть полное ощущение, что размер штрафных санкций направлен в первую очередь, против иностранных перевозчиков, именно потому, что они иностранные. Они точно не будут судиться, спорить, и выражать свое недовольство иным способом, потому что негде и некому. Особенно, если перевозчик – малое предприятие.

И отсюда третье, самое незаметное, но самое главное. Картина вырисовывается следующая: в пункте пропуска - некомпетентный таможенник, а на дороге – алчный транспортник с КоАПом под мышкой. И все вместе это как-то не вяжется с имиджем страны, старательно стремящейся выглядеть достойно в рейтингах  LPI и Doing Business…

Понравился материал? Поддержи Провэд News!