Мнения

На ростовском форуме досталось Новороссийской таможне

В Ростове 28 ноября состоялся открытый форум Южной транспортной прокуратуры на тему: «Защита прав участников внешнеэкономической деятельности и предпринимателей при осуществлении трансграничных перевозок". В работе форума приняли участие сотрудники прокуратуры, таможенных и иных государственных контролирующих органов, представители бизнес-сообщества.

Среди выступающих был руководитель регионального отделения НП ПРОВЭД в Южном федеральном округе Михаил Шавернев. Михаил подробно рассказал присутствующим о причинах, препятствующих ускорению сроков прохождения товаров через Порт Новороссийск при импорте.

Тезисы его доклада мы публикуем ниже.

                Срок нахождения ввозимого товара в порту неразрывно связан со скоростью принятия таможенным органом решения о выпуске товара, а также со скоростью проведения Портом операций учету товаров помещаемых товаров на временное хранение и  выдачи товаров, после выпуска товаров таможенным органом.

                В настоящее время в отношении товаров, ввозимых водным транспортом в порт Новороссийска, наиболее актуальными являются 3 проблемы:

  1. Отсутствие возможности выпускать товары в рамках предварительного декларирования без помещения на временное хранение.
  2. Отсутствие возможности вывоза выпущенных грузов из порта без предоставления в Порт копий ДТ, и иных документов (ДО; доверенность и т.д в зависимости от терминала) на бумажном носителе.
  3. Невозможность вывоза товара из Порта без корректировки сведений о «весе брутто» товара определенном «осмотром опломбированного контейнера со взвешиванием».

1. 

В целях сокращения сроков выпуска товара, ТК ЕАЭС предусмотрено предварительное декларирование (ст.114 ТК ЕАЭС), при котором декларация подается до прибытия товара на таможенную территорию.

При предварительном декларировании, к моменту прибытия товара документальный контроль, как правило,  уже завершен, и если необходимость в проведении фактического контроля не выявлена, то решение о выпуске товара должно быть принято не позднее 4-х часов с момента получения разрешения на выгрузку товара  доставленного водным транспортом (пункт 2 статьи 119 ТК ЕАЭС).

 Согласно пункту 5 статьи  88 ТК ЕАЭС (с учетом пункта 9 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения) уполномоченное лицо, в течении 12 часов с момента предъявления товаров при прибытии, может совершить одно из указанных ниже действий:

1) поместить товар на временное хранение;

2) перевезти товар из мест прибытия до места временного хранения;

3) осуществить таможенное декларирование;

4) поместить товар под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

5) вывезти товар с таможенной территории Союза.

Согласно пункту 7 статьи  88 ТК ЕАЭС в случае регистрации таможенным органом таможенной декларации, дальнейшее помещение товара на временное хранение требуется лишь в случае отказа в выпуске, продления или приостановления срока выпуска.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 статьи 98 ТК ЕАЭС.

         В настоящее время, все прибывающие в порт Новороссийск товары помещаются на временное хранение вне зависимости от срока подачи декларации на товары, или выпуска товара, в отношении которого подана предварительная декларация.

Одной из причин является то, что согласно требованиям пункта 3 статьи 114 ТК ЕАЭС декларант обязан уведомить таможенный орган, зарегистрировавший таможенную декларацию, о нахождении в месте прибытия товаров, перемещаемых водным транспортом, но используемые в настоящее время программные продукты таможенных органов, не смотря на установленное законом право декларанта информировать таможенный орган о нахождении товара в месте прибытия, не позволяют декларанту проинформировать таможенный орган о нахождении товара в месте прибытия, до момента помещения товара на временное хранение и регистрации ДО. (есть информация, что вместо устаревшего  Приказа ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов  сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах"  будет издан новый, соответствующий действующему Таможенному Кодексу). 

Другой причиной является то, организация взаимодействия ЦЭДа и постов фактического контроля строится на Приказе ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования", который тоже морально устарел.

Полагаем, что несовершенство технологий информационного обмена между постами фактического контроля и ЦЭД не позволяет декларанту реализовать право на выпуск товара в течении 4 часов с момента получения разрешения на выгрузку (пункт 2 статьи 119 ТК ЕАЭС) и сроки выпуска нарушаются (нарушение сроков выпуска формально ДЛТО избегают путем выставления формальных запросов, которые не влияют на принятие решения о сроках выпуска). 26.11.2018 – импорт в Новороссийском ЦЭДе был оформлен за 2 (две) минуты – регистрация 12.22 – выпуск 12.24 – правда это сделала МАШИНА!!!

2.

 После выпуска товара, его вывоз из Порта невозможен без представления в Порт копии ДТ на бумажном носителе. По нашему мнению, Порт, как и таможня, в рамках электронного взаимообмена информацией о зарегистрированных ДО и выпущенных товарах, знают о выпуске товара, но тем не менее  Порт не разрешает вывозить товар без представления копий ДТ, что создает дополнительные трудности для участников ВЭД.

 3.

Существенно замедляет процесс вывоза груза из Порта необходимость корректировки сведений о весе брутто товара в ДО. В отношении части товаров прибывающих в порт, проводится форма контроля «осмотр опломбированного контейнера со взвешиванием». В ходе данной формы контроля происходит взвешивание опломбированного контейнера. Из полученного веса контейнера производится вычитание веса контейнера указанного на самом контейнере изготовителем. Насколько верны сведения указанные изготовителем, никто не знает, так как в процессе эксплуатации контейнер может изменять свой вес в результате коррозии, попадания в контейнер влаги, ремонта и т.д.

После вычитания веса контейнера, полученный результат теоретически является весом содержимого контейнера, включая вес товара (вес нетто), вес товара с транспортной упаковкой (вес брутто указываемый в ДТ), вес паллет и транспортного оборудования (распорок, креплений и т.д.), не включаемый в вес брутто, указываемый в ДТ. Но, порт, с согласия таможни, вносит сведения о весе всего содержимого контейнера (включая транспортные крепления)  в ДО, как вес брутто. За внесение изменений в ДО в части веса определенного взвешиванием опломбированного контейнера, порт взимает плату. 

Сведения о «весе брутто» определенном при осмотре, не соответствуют сведениям о весе брутто указанном в коммерческих документах, а кроме того, в случае назначения таможенного досмотра со взвешиванием, не соответствуют также и весу брутто, установленному при таможенном досмотре. После установления нового веса брутто при таможенном досмотре в ДО вновь вносятся изменения, за внесение которых Порт взимает плату. 

Поскольку вес, определенный при осмотре, не является весом брутто, то в декларации на товары данный вес не может быть заявлен. Таможенный орган выпускает товар с учетом веса брутто указанного в ДТ на основании коммерческих документов или акта таможенного досмотра (а не осмотра). Порт, видя, что сведения о весе брутто указанном в ДО, отличаются от веса брутто указанного в ДТ, не разрешает вывозить груз из Порта, до внесения изменений в ДО в соответствии с ДТ.

Полагаем, что исключение практики внесения в ДО сведений о весе брутто на основании актов таможенного осмотра со взвешиванием опломбированного контейнера, ускорит сроки вывоза товара из Порта, исключив временные затраты связанные с внесением изменений в учетные данные Порта.

Понравился материал? Поддержи Провэд News!