Мнения

Про 99-е место и пару оплеух

Похоже, 99-е место по международной торговле в рейтинге Doing Business очень сильно расстроило кураторов по совершенствованию таможенного администрирования из ФТС. Помнится, не так уж и давно в интервью «Российской газете» Руслан Давыдов оптимистично заявлял: «Будем надеяться, что на этот раз наши аргументы будут восприняты банком, и нам удастся существенно улучшить позиции России в новом рейтинге». Ну, не случилось, и вынесенный в  последний день октября вердикт Всемирного Банка многим показался невеселым.  

Но это еще ладно, буквально через несколько дней таможня нанесла участникам ВЭД две размашистые оплеухи. Загодя, 19 октября ФТС издала письмо № 01-11/66432, составленное каким-то таможенным клерком таким замысловатым образом, что его всем экспертным миром расшифровывали несколько дней, пока всем этим же миром не уверовали в непостижимую реальность: ФТС фактически убила схему «удаленного выпуска», которую пестовала несколько лет как суперперспективную технологию. Более того, начиная с первой редакции Дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования (2012 г., между прочим), представители бизнеса горячо отстаивали право декларанта на подачу таможенной декларации в любой таможенный орган, правомочный их принимать. Собственно, так, как это было записано во всех таможенных кодексах и федеральных законах. Таможня неохотно отступала, впаривая доверчивым бизнесменам «удаленный выпуск», как решение всех проблем. Дальше, как мы помним, начались игры с телетайпограммами, письмами и распоряжениями, которые при всем уважении к их подписантам, НПА назвать было никак непозволительно, а разгадывать их отсылочные нормы было прерогативой самых умных.

И вот с 15 ноября недоверчивость ожидания превратилась в неотвратимость изложенного на бумаге: все ЦЭДы начали работать по региональному признаку, работая с  таможенными постами своего РТУ. Некоторые злопыхатели даже придумали конспиралогическую версию, о том, что все это следствие порушенных схем, выстроенных коррупционно настроенными таможенниками и бизнесменами на Дальнем Востоке, следы которых в итоге привели к центральному аппарату ФТС. Помнится, однажды экс-глава ФТС Андрея Бельянинова даже выразился в том духе, что «ЦЭДы, конечно, передовой, очень доступный сервис, но с введением этого сервиса мы стали терять платежи в бюджет. Странно, правда? Может быть, это уровень нашего гражданского общества».

Впрочем, знатоки утверждают, что исключение из правил вроде бы есть для компаний низкого уровня риска, но тут и приключилась вторая беда.

Компании, до последнего времени прочно уверенные в своем безупречном реноме, и до сего момента оформлявшиеся, что называется, «с колес», вдруг ощутили на себе всю безграничность возможностей таможенного контроля. Дополнительные проверки, таможенные досмотры, под натиском контрольных показателей рожающие КТС-ки на миллионные суммы, простои и неизбежно связанные с ними финансовые потери, все это в одночасье обрушилось на недоумевающих участников ВЭД. В чем тут дело, где искать правду, а с ней и виноватых, понять оказалось невозможно. На постах, разумеется, разводят руками, поскольку таинства автоматического категорирования со дня его изобретения всегда были вне досягаемости понимания рядового таможенника.

Люди знающие подсказывают, что все дело в приказе Минфина от 31.07.2018 №1203, которым были дополнен перечень критериев для расчета уровней рисков. Но и тут есть вопрос: приказ июльский, а почему проблемы ноябрьские? Хотя, скорее всего, дело не в критериях, а в методиках расчетов значений, которые и закладываются в алгоритмы окрашивания коридоров в разные цвета. Сюда, вероятно, и вкралась ошибка очередного таможенного клерка, цену которую представить пока невозможно. Впрочем, это неудивительно. Недавно вот обшивку космического корабля кто-то просверлил. И ничего, летает страдалец, бороздит космическое пространство.

В общем, 99-е место в рейтинге – это не так уж и страшно. Дело же не в расходах участников ВЭД, а в санкциях. Все же это понимают.        

Понравился материал? Поддержи Провэд News!