Внешняя торговля

Рынок оружия: покупателей у России стало больше

Владимир Путин обратил внимание на то, что доходы от экспорта российской сельхозпродукции в последнее время на треть превысили доходы от продажи вооружений. Тем не менее Россия остается крупнейшим экспортером оружия наряду с США и Китаем, следует из данных Стокгольмского института исследования проблем мира. Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский рассказал в интервью ПРОВЭД о том, с кем и чем мы торгуем.

 


– Виктор Иванович, можно ли говорить о росте объемов экспорта российского оружия?

– Экспорт вооружений за последние десять лет вырос в несколько раз. Последние три года держится на одном уровне, довольно высоком – примерно 15 млрд долларов годовые продажи и портфель заказов в диапазоне 45-50 млрд долларов. Поставки идут практически по всему миру.

– Санкции против РФ со стороны США и ЕС как-то сказались?

– Влияние санкций на экспорт оружия нулевое

– Расширяется ли география поставок?

– Безусловно. В том числе за счет стран НАТО. Турция, например, заключила контракт на поставку на 2,5 млрд долларов на поставку ракетно-зенитных комплексов С-400. Самые крупные наши покупатели по деньгам – это Индия, Алжир, третье место делят между собой разные страны в разные годы: Китай, а в прошлом году Египет много контрактов заключил.

Наблюдается некоторая диверсификация по контрактам. Были годы, когда у нас некоторые страны покупали до половины всего объема годового экспорта – например, Китай или Индия выступали такими лидерами закупок. Сейчас такой страны, которая однозначно была бы нашим контрагентом, нет. Примерно один уровень держат сразу три-четыре государства, закупая большие объемы, плюс остальные страны делают это в меньшем объеме. Для экономики всегда лучше, когда покупателей больше. При наличии одного крупного контрагента возникает зависимость, не так много пространства для маневра.

– Что закупают у нас лучше всего, какой вид вооружения?

– На первом месте, если оценивать в денежном выражении, находится авиация. Затем – системы противовоздушной обороны (ПВО). Достаточный объем экспорта корабельного – и надводных кораблей, и подводных лодок. Их, например, Китай закупал, Индия в больших объемах. Также Вьетнам, Алжир и другие страны.

Если смотреть на портфель заказов, на то, что уже законтрактовано как минимум на 5-6 лет вперед, то это по-прежнему системы ПВО и авиация. Много стало заказов по сборке и локализации некоторых изделий. Например, сейчас Египет у нас закупил несколько сотен комплектов для сборки танков Т-90С на своей территории. Это такой самостоятельный тренд в нашем экспорте вооружений – локализация. Такие же локальные производства есть у наших давних партнеров: скажем, в Индии есть бронетанковый завод, который выпускает российские танки по лицензии. Египет станет таким же партнером, сейчас он только начинает со сборочного производства.

– А саудиты? Их визит в октябре 2017 года наделал много шума, и в том числе прозвучала информация о закупках вооружения на сумму свыше 3 млрд долларов.

– С Саудовской Аравией пока заключено лишь соглашение о намерениях.

– Наш основной конкурент в сфере поставок военной техники – США. За счет чего? И кто еще соперничает с нами?

– США, безусловно, первые. Прежде всего за счет своего политического и экономического влияния. В последнее время существенно расширил свое военно-техническое сотрудничество и поставки вооружений Китай. Это произошло буквально в последние 5-6 лет. Очень заметно. Китай работает в области наземной техники: системы залпового огня, артиллерия, бронетехника. В области авиации у Китая успехи куда скромнее.

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!