Таможня

ФТС потребовала у бизнеса дополнительных гарантий

Участники внешнеэкономической деятельности массово жалуются на очередное нелогичное, с их точки зрения, требование ФТС, направленное в региональные управления и таможни. Объектом конфликта госорганов и импортеров стали распоряжения предоставлять фотографии знаков ЕАС на ввозимых из-за рубежа товарах. Одной из точек конфронтации стала Кольцовская таможня Уральского таможенного управления, хотя информация о подобных инцидентах продолжает поступать и из других регионов – от Балтики до Дальнего Востока.

Участники ВЭД указывают на отсутствие оснований для отказа в выпуске деклараций в случае, если ввоз товаров сопровождается необходимой декларацией соответствия, а начальство таможенных подразделений тем временем ссылаются, по сути, на необходимость дополнительных мер проверки, не называя конкретных авторов внезапно активированных административных барьеров.

 


В закручивании гаек обвинили ФТС

Как стало известно ПРОВЭД, с января в Кольцовской таможне УТУ участники ВЭД, который ввозят товары, требующие предоставления декларации соответствия, стали «в нагрузку» получать от представителей госструктуры запросы на фотографии единых знаков обращения ЕАС. Важно, что данные требования выдвигаются даже в случае отсутствия уведомления о досмотре, а на сами товары предоставлены декларации соответствия и иные необходимые документы. Фото в обязательном порядке должны быть сделаны на СВХ прибытия.

Об аналогичных распоряжениях в течение нескольких дней также заявили представители компаний, проходящих оформление в Балтийской таможне, а также ряде органов на Дальнем Востоке. Потенциально грозящие вылиться в серьезную конфронтацию требования активно обсуждаются на отраслевых ресурсах и в телеграм-каналах. Часть импортеров, в частности, ведущих свою деятельность в Кольцово, уже связали закручивание гаек с визитом эмиссаров из ФТС. Впрочем, в самой таможне непосредственное участие в нововведениях «людей из Москвы» отрицают.

– Проверка в начале года у нас действительно была. Но не ФТС, а регионального управления. Требования о фотографиях появились, может, прозвучали какие-то указания из Москвы, а до нас их довели через начальство. Но я не могу сказать, что мы уж слишком часто запрашиваем эти фото. В большинстве случаев проблем не возникает. Многие уже давно снабжают свои товары знаками ЕАС, даже поступающие из традиционно неряшливых в этом плане Китая или Таиланда, например. Что конкретно грозит участнику, если товар прибыл, декларация подана, все сопроводительные документы присутствуют, а фото со знаком нет, даже затрудняюсь сказать. Пытаемся вести работу. Хотя декларанты ссылаются, что их контрагенты не желают маркировать товары, указывая на лежащие вне пределов их компетенции и понимания российские законы. Контракты же не будут рвать из-за этого. Но, повторюсь, таких случаев пока немного, – рассказал изданию сотрудник отдела таможенного оформления Кольцовской таможни.

 

Таможня прикрыла дополнительные запросы требованиями закона

Свое видение ситуации в ответ на запрос ПРОВЭД изложил и начальник УТУ Максим Чмора. Недавно назначенный руководитель уральского ведомства предпочел ссылаться на нормативные акты, которыми руководствуются его подчиненные, и не стал отвечать на вопрос, по какой причине требования фото со знаками ЕАС стали активно выдвигаться только сейчас, после ревизии вышестоящих органов.

«Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом, исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств. В соответствии с пунктом 7 статьи 119 ТК ЕАЭС, в случае, если проверка документов и (или) сведений не может быть завершена в установленный срок, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа <…> на срок проведения такой проверки. В случае непредоставления запрошенных документов и (или) сведений в установленные сроки, таможенный орган отказывает в выпуске декларации в соответствии со статьей 125 ТК ЕАЭС», – следует из письменного ответа изданию Максима Чморы.

 

Импортеры несут убытки

Впрочем, такие аргументы импортеров не убеждают. По мнению большинства участников ВЭД, подобные запросы можно расценивать не иначе как дополнительные административные барьеры, идущие вразрез как с заявленным курсом на упрощение взаимоотношений между таможней и бизнесом, так и непосредственно с правилами таможенного оформления.

– Практически в любой таможне оформляются самые разные компании. Есть такие, которые возят одну-две позиции годами, и им достаточно просто договориться с контрагентами, чтобы те наносили маркировку. А есть компании, как наша, которая ввозит по несколько сотен наименований товаров, большинство из них требует деклараций соответствия, и их перечень постоянно меняется. Со всеми контрагентами не договоришься. Фирма из Европы или США просто сошлется не нежелание вникать в тонкости российского законодательства и их трактовки. Не хочешь – не покупай. И коллеги из других регионов говорят о том же, но в таможнях не желают, видимо, мыслить логично и создают, по сути, новые препятствия. При этом непонятно, каким образом отсутствие фото с СВХ с этой маркировкой может повлиять на выпуск, если и товар тот, что заявлен, и документы в порядке? И чем мотивированы эти требования? Впрочем, Владимир Булавин сам говорил, что его главная задача – платежи выбивать для бюджета, а таможня для него дело новое, – сетует собеседник издания в одной из карго-компаний, оформляющих товары в Кольцовской и Екатеринбургской таможнях.

Представитель фирмы добавляет, что даже если знаки ЕАС присутствуют на указанных в запросе товарах и можно сделать фото и представить в отдел оформления, это занимает время и ведет к дополнительным незапланированным расходам для предпринимателей. Особо ощутимы они для компаний, ввозящих крупные партии. Задержками недовольны и заказчики товаров, уже внесших оплату за их доставку.

 

К участникам рынка у таможни накопились претензии

Между тем применительно к Кольцовской таможне подобные требования участники рынка связывают с резонансными событиями осени прошлого года. Тогда сотрудники Уральской оперативной таможни совместно с представителями ФСБ вскрыли крупный канал поставок на территорию Российской Федерации одежды люксовых марок, декларируемых как ткань и нитки. Как полагают в ведомстве, схема могла работать на протяжении нескольких лет. Примечательно, что в декларациях стоимость ниток составляла около 6,5 доллара за килограмм, в то время как цена платьев, пиджаков и пальто, предназначенных для реализации в бутиках Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, доходила до нескольких сот тысяч рублей за штуку.

Центральным звеном в данной схеме оказалось ООО «Реалма», генеральным директором которой является Ольга Наумова, известная ранее также как первый вице-президент крупной многопрофильной инвест-компании AVS Group. Одним из направлений деятельности этого холдинга, основанного бизнесменом, депутатом Заксобрания Свердловской области, вице-президентом Фонда соцподдержки сотрудников и ветеранов таможенной службы по УрФО Валерием Савельевым, является именно рынок таможенных услуг.

Вскоре после обнаружения нелегального канала последовали санкции в отношении должностных лиц. В частности, был вынужден покинуть свой пост начальник Кольцовской таможни Вадим Вайгульт, а внимание к работе органа со стороны ФТС и УТУ, как отмечают сами сотрудники, «многократно усилилось». Сама же «Реалма» фактически свернула деятельность, менеджмент был уволен, а последняя партия товара, поступившая в декабре, была оформлена на реэкспорт.

– Я бы не стал исключать взаимосвязь между нынешним закручиванием гаек и предшествовавшими событиями, хотя такие тенденции можно обнаружить и в других таможнях. Тем не менее, когда речь идет, возможно, о миллиардах, прошедших мимо бюджета, стоит ожидать чего угодно. Да и новый руководитель Управления Максим Чмора вынужден сейчас набирать баллы в глазах людей, которые согласовали его кандидатуру. Сами понимаете, это не мы придумываем заставлять участников бегать на склад за фотографиями. Есть распоряжения, мы его выполняем, – поделился своим мнением на анонимных основаниях один из сотрудников Кольцовской таможни.

Как бы то ни было, последние «тренды», по оценкам аналитиков, вступают в противоречие с целями, обозначенными уральскими таможенниками еще в июне 2016 года. Тогда на базе региональной торгово-промышленной палаты состоялось заседание экспертно-консультативного совета УТУ. Председательствовавший на мероприятии Маким Чмора, тогда еще в должности первого заместителя управления, заверял предпринимателей в скором сокращении до минимума необходимых для оформления документов и совершенствовании администрирования. Сейчас же, по оценкам участников ВЭД, можно говорить, что отношения бизнеса и таможни остаются напряженными.

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы