Экономика

Эксперт: Ни один из крупных российско-китайских проектов не состоялся

Торговый оборот между Россией и Китаем за 8 месяцев вырос на треть и составил $54 млрд, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. По его словам, «результаты есть», но надо «идти дальше вперед, навстречу друг к другу». Эксперты не столь оптимистичны в оценке торговых отношений РФ и КНР. Китайские инвестиции в Россию тоже оставляют желать лучшего.

 


Михаил Карпов, доцент Высшей школы экономики:

– С моей точки зрения, политика Китая останется прежней. Российско-китайские отношения в силу некоторых причин вошли в состояние стабильной стагнации. В реальной жизни конкретное содержание сотрудничества, скорее всего, будет становиться более скромным. На это указывают цифры товарооборота между нашими странами: пик товарооборота был в 2012-2015 годах, в районе $90 млрд, в 2015 был спад, примерно на 40%, в 2016 – легкий рост. Полагаю, что в 2017 году мы выйдем примерно на $70 млрд. Рост есть, но он не дотягивает даже до прежнего уровня, до уровня 2012-2013 годов.

Если смотреть на вещи реально, то ни один из крупных российско-китайских проектов не состоялся. Задекларировано было много, но все это ушло в песок. «Сила Сибири» стала нерентабельной, совершенно непонятно, что там будет. Сначала планировали запустить в 2018 году, потом в 2019, сейчас вообще непонятно, когда. Насколько я знаю, даже предоплата от китайцев в рамках этого проекта не поступила. Цена на нефть упала в два раза, а цена газа привязана к цене нефти, поэтому фактически «Сила Сибири» стала нерентабельной.

vostok 0Почему у России не получается «повернуть на Восток»?То же самое с рядом других проектов – 90% совместных проектов с Китаем остаются на уровне договоров о намерении. Неделю назад буквально прошла информация, что подвис проект высокоскоростной дороги Москва-Казань, в который намеревались инвестировать китайцы. Китайские инвестиции в Россию падают, экономическое сотрудничество застыло.

Радикально упал импорт из Китая, после того как рубль упал фактически в два раза. В каком-то смысле произошла отвязка российских дальневосточных регионов от Китая, поскольку до кризиса все устремлялись туда за импортом. Мы наблюдаем некое снижение экономической зависимости Дальнего Востока от Китая в силу валютного курса.

Поэтому, несмотря на дружбу между руководствами наших стран, мне представляется, что все это – стабильная стагнация. Стоит вспомнить известную формулировку российско-китайских отношений: «Наверху – горячо, внизу – холодно».

Ухудшения отношений между нашими странами не будет, это никому не нужно. Более того, есть механизмы, которые смогут в случае необходимости купировать это ухудшение отношений. Стратегически можно быть спокойными, но и прорывов в экономических связях и товарообороте никто не ожидает.

 

Сергей Луконин, заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук:

– Никакого взрывного роста инвестиций после наложения на Россию санкций и «поворота на Восток» не произошло. Инвестиций в российскую экономику со стороны Китая немного, в основном в проекты на европейской части РФ. На Дальнем Востоке их вообще кот наплакал. Самые весомые инвестиции – это покупки акций российских сырьевых компаний, таких, как «Ямал-СТГ», и прочие.

Китайцы предлагали профинансировать один из участков скоростной магистрали Москва-Казань. Но рациональность строительства этой железной дороги до сих пор не ясна. Создана российско-китайская компания, которая в настоящее время выполняет технико-экономическое обоснование, но никаких работ пока не ведется, деньги не перечислены, и вообще проект сложен для реализации.

Традиционно Китай охотно и много инвестирует в ЕС и США, затем идут страны Океании. Рынки США и ЕС куда более важны для Китая, чем российский рынок. Оттуда Китай получает новые технологии, к тому же и ЕС, и США – это обширный рынок сбыта.

Китай – страна с рыночной экономикой. Несмотря на то, что на первый взгляд может сложиться впечатление, что китайские компании станут инвестировать туда, куда им скажет Си Цзиньпин, это не так. Впечатление ошибочное. Они станут инвестировать туда, куда им выгодно. А выгодно инвестировать там, где есть технологии, есть спрос, где есть компании с мировым именем (чтобы получить рынок сбыта). Российские ресурсные проекты китайцы уже проинвестировали, будут и дальше инвестировать, видимо, в добычу нефти и газа.

Вполне вероятно, что китайцев мог бы заинтересовать российский строительный рынок. Но нашему строительному рынку не интересны китайские инвестиции. Этот рынок уже давно поделен, и китайцам там вряд ли кто-то будет рад.

China Silk 2 1Шелковый путь глазами КитаяКонцепция Китая не поменялась и в ближайшее время не поменяется. В приоритете – США и Европейский Союз. Россия – тоже приоритет, но лишь один из приоритетов. Какое-то ощутимое сотрудничество можно ожидать в рамках проекта «Один пояс – один путь». В рамках этой инициативы Китай будет давать кредиты и делать инвестиции для того, чтобы поддержать собственную экономику. России нужно очень постараться, чтобы выбить для себя хорошие условия сотрудничества.

Китай действует в собственных интересах. Например, оплата юанями российской нефти выгодна главным образом Китаю. Мы эти юани будем вынуждены на что-то тратить, и выгоднее всего потратить на китайские товары, поскольку при этом издержки будут меньше. Если конвертировать юани в евро или в доллары, то будут идти дополнительные проценты на обмен. То есть Китай покупает наши ресурсы, расплачивается юанями и потом будет иметь рост спроса на свои же, китайские товары, потому что мы деньги там же в Китае и потратим. Причем, поскольку Китай выходит на рынки высокотехнологичного оборудования, то вот как раз такое оборудование мы и будем у них закупать.

В целом в китайской экономике все стабильно. Есть проблемы: задолженность региональных правительств, задолженность государственных корпораций, не особенно быстро растущий внутренний спрос в Китае, хотя средняя зарплата в Китае сейчас выше, чем у нас. Также к проблемам можно отнести то, что им пока не удается нужными стране темпами модернизировать промышленность. Но в целом все стабильно.

Вся китайская экономика – это такая балансировка: есть убыточное производство, но быстро с ним сделать ничего нельзя, потому что это рабочие места, на сокращение пойти нельзя, поскольку нужна стабильность. С другой стороны, есть проблема: нужно очистить экономику для нового типа предприятий. Есть проблема с экологией.

Чтобы Китай стал «тягловой лошадкой» мировой экономики, нужно, чтобы семимильными шагами рост внутренний спрос, а также увеличивался импорт. Этого пока нет.

 

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы