Публикации

Модернизация таможни: тюнингованная "копейка" не станет Мерседесом

Современный мир характеризуется взрывным ростом технологий. Нынешнее поколение помнит время, когда кино было черно-белым, а квартирный телефон был доступен далеко не каждой семье.  Сейчас со своих смартфонов и планшетов мы, не вставая с кресла, можем узнать о любом предмете практически все. Информация, выложенная в Интернет, общедоступна, где бы мы не находились, и даже то, что скрыто под грифом секретности,  в любой момент может быть обнародовано хакерами. Какое это отношение имеет к таможенным технологиям? Да самое прямое.

Будущее таможенного администрирования - за автоматическим выпуском. Это уже ясно. Таможня начала внедрять эту технологию совсем недавно. Пока в рамках эксперимента. Пока только в отношении экспортных товаров, не облагаемых пошлинами. Пока с техническими трудностями и правовой неопределенностью.

Но это – пока. Главная же сложность внедрения, на наш взгляд, система управления рисками (СУР). Точнее, ее полное отсутствие. Нет системы, нет управления, нет рисков. Точнее, риски есть, но действующими профилями рисков они почему-то не охвачены. Убери завтра  стоимостные профили рисков и обнажится неприглядное дно безнадеги и некомпетентности. СУР нужно строить заново. В сегодняшнем виде она не устраивает никого и тормозит развитие таможенной системы. Можно и дальше продолжать тюнинговать «копейку», но Мерседесом она все равно не станет.

Главное направление реформирования СУР – автоматическое категорирование участников ВЭД. Оно тоже есть. С его помощью ФТС уже выделила порядка двух тысяч добросовестных компаний, которые совокупно дают около 50% таможенных платежей. А всего участников ВЭД за последние три года – больше двухсот тысяч. На два порядка выше. Что делать с ними, не знает никто. А без решения этого вопроса автоматический выпуск работать не будет.

В основе автоматического категорирования лежит четыре десятка критериев, разработанных более трех лет назад. Во многом они спорны сами по себе и явно недостаточны для однозначного отнесения субъекта ВЭД к той или иной категории.

Вместе с тем, в распоряжении ФТС сегодня около 100 программных продуктов, а в электронных хранилищах накоплен огромный массив информации. Еще есть оперативные данные по линии правоохранительного блока, которыми не принято делиться даже среди своих. Есть информация, полученная в рамках взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Есть информация, накопленная силами иных государственных контролирующих органов. А есть еще неисчерпаемые ресурсы Интернета: открытые источники информации, корпоративные сайты, торговые площадки, персональные данные, социальные сети…

Иными словами, источников информации у ФТС для проведения аналитической работы - выше крыши. Задача лишь в том, чтобы грамотно научиться использовать имеющиеся ресурсы, и тогда вопрос идентификации участника ВЭД, его линии поведения во взаимоотношениях с таможенными или налоговыми органами выйдет на качественно новый уровень. Умение работать с информационными потоками, разумеется, сложнее, нежели держивание товара на СВХ в залоге, выжимание  из участника ВЭД последнего.

Что это даст на практике? Для технологии автоматического выпуска не нужен инспектор. Значит, не нужны ЦЭДы, с которыми уже сегодня непонятно, что делать. Нужен ЦОД, центр обработки данных, мега-мозг таможенной системы, работающий круглосуточно, без выходных и независимо от часовых поясов. В случае автоматического выпуска решение по конкретной товарной партии принимается за секунды. Если подана предварительная декларация и по ней получено решение, перевозка во внутренний таможенный орган становится бессмысленной: выпуск можно получить прямо в пункте пропуска, а досмотр, или ИДК, в случае необходимости, можно провести и на ближайших ТЛТ. В этом случае обретет смысл обязательность предварительного информирования, которое сейчас примитивно используется лишь для целей прибытия и оформления транзита. Да, при такой схеме отомрут  внутренние СВХ, а с ними и внутренние посты, импортер получит товар на свой склад. А оставшиеся фискальные вопросы, если они возникнут, будут решаться на пост-контроле совместно с налоговиками (нам ведь обещают «сквозной контроль»?).

Думаете, бред? Отнюдь. Почему же вроде бы правильные процессы стоят на месте или пробуксовывают? Да все дело в кадрах. И не в том, что в ФТС они хорошие или плохие. Наука о менеджменте говорит, что люди, которые в организации занимаются повседневной текущей деятельностью, не могут заниматься развитием, реформированием, новыми проектами, и наоборот. Проектный менеджмент – это креатив, нестандартность мышления и подходов и одновременно профессионализм и компетентность. Для реформирования таможни нужен «проектный офис», идея, озвученная не так давно в правительственных кругах. И при правильном подходе это поможет вывести таможенную систему на новый уровень. 

 

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы