Экспорт

Автомобильному рынку вновь нужна господдержка, на этот раз на экспорт

Автомобилестроение стало одной из отраслей, которые больше всех пострадали от влияния девальвации, санкций и экономического кризиса. Показатели производства и продаж рухнули до рекордно низких значений за последние годы. Исправить ситуацию были призваны государственные деньги, которые направили крупнейшим производителям. Однако несмотря на миллиардные вложения, отрасли ещё далеко до полного восстановления.

Спад на внутреннем рынке продолжается

После того, как в 2012 году рост производства на российском авторынке сменился спадом, производителям всё никак не удаётся выйти на положительные темпы роста. По подсчетам Росстата объем производства автомобилей с каждым годом снижался. В 2015 году он рухнул почти на треть до 1213 тысяч автомобилей за год, а за 10 месяцев 2016 года на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

1avto

Падение производства стало результатом роста издержек и в особенности затрат на импортные комплектующие, а также роста ставок по кредитам, закрытия нескольких крупных производств в России. Кроме того, в последние годы в отрасли наблюдался рекордный отток инвестиций. Общий убыток автомобилестроения оценивается в 102,3 млрд рублей.

Крупнейший российский производитель «АвтоВАЗ» завершил прошлый год с рекордными убытками в 66 млрд рублей, а первую половину 2016 года с убытком на сумму в 8,6 млрд рублей. При этом падение производства оценивается в 30% - за шесть месяцев предприятие выпустило только 200,5 тысяч новых автомобилей против прошлогодних 288 тысяч.

Иностранные производители также сократили производство, в результате этого российский авторынок потерял более 40% моделей.  Многие автозаводы работают не в полную мощность и сокращают сотрудников. 

Отрасль продолжает погружаться в кризис, и показатели производства легковых автомобилей, заложенные в Стратегию развития автомобильной промышленности, все больше кажутся невероятным. Согласно документу, к 2020 году в России должно производиться 3,13 млн автомобилей в год

Главной сдерживающей силой для российского производителей стало падение спроса со стороны рядовых потребителей. Экономический кризис привел к тому, что реальные доходы населения упали – многие решили отложить покупку автомобиля на неопределенное будущее. В результате уже за 2015 год продажи на рынке упали на 25,5%, а за 9 месяцев 2016 года ещё на 23,7%.

2avto

По подсчетам аналитиков «АльфаСтрахования» продажи новых иномарок упали на 16,5%, и наибольшее снижение наблюдается у автомобилей таких марок как Chevrolet, Hyundai и Nissan.

По оценкам Boston Consulting Group восстановление спроса может начаться с 2017 года, однако в обозримом будущем выйти на докризисный уровень производства отрасли не удастся, максимум – на прежний уровень в 1,9 млн автомобилей к 2020 году.

Однако несмотря на это, наши власти настроены более оптимистично. По мнению Владимира Путина, машиностроение вполне может стать драйвером российской экономики. Эта отрасль «может и должна стать символом национального успеха и технологической мощи России».

Именно поэтому ежегодно на него выделяется немалая доля из бюджета страны, однако насколько результативны эти меры – пока неясно. В 2014 году объем выделенных средств составил 84 млрд рублей, в 2015 – 43 млрд рублей, а в 2016 году пообещали выделить 137,7 млрд рублей. Большая часть денег расходуется на программы льготного лизинга и автокредитования, утилизацию и программы поддержки спроса для отдельных категорий граждан.  

Несмотря на все расходы, эффективность такой господдержки вызывает сомнения даже в верхах власти. По оценке Минэкономразвития, нынешние меры просто сжигают бюджетные деньги и не вносят никаких изменений в отрасль. Существующие методы не мотивируют концерны снижать свои издержки и улучшать качество продукции.

Последняя надежда – зарубежные поставки

Дела на внешнем рынке для отечественного автомобилестроения обстоят немного лучше, чем на внутреннем. Девальвация рубля сделала российские автомобили дешевле для иностранных покупателей, и их продажи выросли уже по итогам 2015 года. По данным ФТС основной рост показали поставки в страны дальнего зарубежья – в 2,5 раза. В частности, удалось нарастить экспорт в Китай, Гонконг, Германию и другие страны Европы. Однако страны СНГ, на которые всегда приходилась львиная часть экспорта российского автопрома, наоборот, стали закупать меньше – объем экспорта упал на 30%. Это связано с падением курсов национальных валют основных покупателей – Беларуси и Казахстана и сокращением спроса на авто со стороны населения.

То же самое продолжилось и в 2016 году. По итогам девяти месяцев экспорт легковых автомобилей сократился на 2,7% до 773,4 млн долларов. При этом основной спад также пришелся на страны СНГ – поставки наземного транспорта упали более чем на 50%.

3avto

Основным покупателем российских автомобилей на протяжении последних лет был Казахстан, однако в 2016 году объем экспорта сократился на рекордные 74% - всего за девять месяцев стоимость ввезенной продукции составила 126,92 млн долларов. С начала года «АвтоВАЗ» и некоторые другие крупные компании приостановили поставки готовых автомобилей в силу того, что в Казахстане был введен утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, которые в совокупности делали цену авто дороже на 2000 долларов.

Падение поставок в Казахстан так и не смогли компенсировать торговые успехи на других направлениях. По сравнению с январем-августом 2015 года Китай увеличил закупки на 178%, Германия в 3,6 раза, США в 4,6 раз, Гонконг в 15 раз, а Ливан в 11 раз. Кроме того, заметно расширилась география российских поставок – в основном также за счет стран дальнего зарубежья.

4avto

Открытие новых рынков сбыта привело и к тому, что сменились крупнейшие экспортеры. Вперед вышли компании, которые быстро переориентировались на поставки в страны Дальнего Зарубежья. По данным IMEXP ANALYTICS лидером по-прежнему остается ОАО «АвтоВАЗ» по итогам девяти месяцев его экспорт сократился на 14% до 36,7 млн долларов, а за рубеж было вывезено свыше 6,3 тысяч единиц автомобилей. Разрыв между ним и другими компаниями по сравнению с прошлым годом заметно сократился. Теперь на второй и третьей строчках рейтинга компании ООО «Глобал Инвест», экспорт которой составил 28,15 млн долларов.  И ООО «Фольксваген груп рус» с объемом поставок в 21,2 млн долларов.

5avto

На нынешних объемах поставок власти останавливаться не планируют. Правительство собирается направить ещё 3,3 млрд рублей на поддержку экспорта автомобилей и их компонентов. В частности, экспортерам будет компенсировано до 80% затрат на транспортировку сухопутным путем и до 50% - морским, а также до 100% по сертификации и омологации. Основными получателями господдержки станут крупные автоконцерны. Программа уже начала работу задним числом с 1 января 2016 года, а в 2017 году планируется её продолжить, ещё увеличив финансирование в 2-3 раза.

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы