Публикации

Эксперименты ФТС: бессмысленные и беспощадные

Федеральная таможенная служба продолжает ставить опыты на бизнес-сообществе, но называет их экспериментами. В ноябре таможня презентовала вариант портала «Морской порт», который окрестила основой механизма «единого окна» и не меньше, чем триумфом. Морские перевозчики чуть не подавились от таких дифирамбов ФТС самой себе. Теперь тем, кто ввязался в первый эксперимент и согласился опробовать чудо инженерной мысли, предлагают (если не заставляют) поучаствовать и во втором. Суть его сводится к заключению с компанией СТМ (разработчиком портала) договора о конвертации данных в формат, так любимый ФТС – XML. Пока бесплатно.

Перевозчики работают с данными в формате EDI – международный электронный формат для предоставления документов. ФТС топает ножкой и твердит, что XML – это самый передовой формат и к тому же принятый во всём мире, так что получать документы она хочет исключительно в таком виде. «Морской порт» под то и заточен. Выгрузить из своей системы в фтсную необходимые данные о судне, грузе и прочем перевозчик не может: нужна конвертация.

«Пытались загрузить данные по грузу из программы «Сигмасофт», вылезла ошибка, Анатолий (разработчик СТМ) объяснил мне, что сайт ФТС загружает данные только из программы «Филбилл» (продукт СТМ), и предложил мне установить ее до марта бесплатно для теста. По цене дальнейшей эксплуатации со мной свяжется их специалист. «Сигмасофт» или любая другая программа возможности грузить свои форматы туда пока не имеют. Занесли все вручную (полтора часа на один контейнер), отправили, ждем ответ от ФТС и присвоения УИН ПИТ для передачи его перевозчику», − рассказывает представитель одной из судоходных линий.

«Все документы имеют международный формат EDI, но портал самостоятельно данный формат не читает. Соответственно нужен конвертер, который переведет EDI в XML. Этот конвертер может предоставить только компания СТМ, поскольку она является разработчиком портала. Пока предварительное предоставление данных необязательно, оно идёт в режиме эксперимента, и до тех пор СТМ денег не берет. Как будет дальше? Скорее всего, это будет коммерческий продукт, но коммерческие условия пока ни с кем не оговаривались. Мы с порталом работали, но через посредника, потому что самостоятельно не смогли ввести данные», − говорит другой участник логистического бизнеса.

«Во-первых, портал никак не ускоряет работу по оформлению грузов, потому что таможня начинает смотреть в систему тогда только тогда, когда приносишь бумагу, − продолжает он. − Во-вторых, это дополнительная работа и затраты времени. Сейчас логика работы с порталом следующая. Грузовладелец, ожидающий свой груз, обладает информацией о нём, он может свою часть данных на портал загрузить. После этого ему выдается регистрационный номер УИН ПИТ, который он, по логике портала, должен сообщить перевозчику по электронной почте. Перевозчик, получив этот номер, должен в своей системе найти соответствующий коносамент, вставить туда полученный номер УИН и передать в таможню номер УИН, связанный с коносаментом. Когда на пароходе едет один коносамент, проблем не возникает. Но когда их 200-300, то собрать столько же номеров УИН – а это 20-значные коды с буквами и цифрами – это очень трудозатратно. На одну такую связку у смоделированного «идеального» сотрудника уходит 5-6 минут. За 24 часа до захода судна в порт необходима предварительная подача информации: с двумястами коносаментов работник не справится за два рабочих дня, а пароход из Гамбурга в Петербург идёт 60 часов. Я предлагал разработчикам портала вернуть логику с головы на ноги, чтобы перевозчик, подавая предварительную информацию со своей стороны, высылал в таможню ту часть, которая у него есть, получал один номер на судно и рассылал его всем грузополучателям для дальнейшего использования. Когда грузополучатель переходит к декларированию, таможня элементарно осуществляет связку коносамента и судна. Но почему-то в таможне упорно сопротивляются».

Наш собеседник уточняет: само техническое задание выстроено неверно, поэтому логика портала такая кособокая. «Это не вина программистов, они сделали то, о чем их просили», − добавляет он.

При этом весь пакет бумажных документов по-прежнему требует ФТС, участие в  эксперименте с электронной подачей данных эту обязанность никак не отменяет и не урезает.

Владимир Коростелёв, руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту, убежден, что система, созданная по заказу ФТС, может называться всем, чем угодно, только не единым окном.

«В определении «единого окна» написано: если информация имеет электронный формат, то эти элементы данных должны предоставляться только один раз. Если вы заставляете людей предоставлять информацию в электронном виде, а потом требуете то же самое принести ещё и на бумаге, это что угодно, но не единое окно. Участники рынка перевозок подают информацию в четыре электронные системы. Пограничники в порту вообще не имеют никаких электронных систем, доступа в интернет, они технически не могут подключиться к порталу таможенной службы. Если пограничников в системе нет, это уже фикция. «Морской порт» может быть чем угодно, только не единым окном», − заключает эксперт.

Как отправить в трубу 36 млн рублей? Поинтересуйтесь у ФТС, именно столько стоил контракт на разработку «ноу-хау». «То, что они сделали, они считают единым окном. И Голендеева (статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы – прим. ред.) на всех собраниях говорит, что это замечательное изобретение российской таможни, все счастливы. Я ничего лично против СТМ не имею, потому что все деньги, которые якобы тратятся на разработку портала, уходят в сторону, а СТМ достаются крохи. Идёт распил», − утверждает Владимир Коростелёв.  

Экономнее надо быть. Кризис в стране, с бюджетом ситуация ни к черту, может статься, что и пилить скоро будет нечего. Хотя, может вот поэтому по всем фронтам такое усердие? 

 
Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы